Культура и этикет

 

Мужчина стоя не держал руки за спиной – это неблагородно,

а когда у тебя руки опущены – ты говоришь:

«Я для тебя не опасен».

 

Ахмед Мальсагов.

 

Наши обычаи.

 

            На мархаж – священный праздник, я с друзьями  поехал смотреть девушку. Когда мы зашли в дом, то поняли, что пришли не по адресу, но соблюдая этикет, мы сели за стол. Девушка была обходительна и радушна. Стол был обильно накрыт, как и принято на мархаж, и девушка задала странный вопрос: “Фа ду вей? Дадухдой аз фуаш?” (“Ну что, разбиваю я яйца?”). Сказав это, она вышла из комнаты. Мы не поняли, что она имела в виду, и, боясь ингушского подкола, когда она зашла, я взял инициативу на себя и сказал: “Не надо разбивать, они пригодятся для наседки”. Приехав домой, я, между прочим, спросил у матери, что могут означать такие слова из уст девушки. Мать, подозрительно посмотрев на меня, спросила: “А что ты ответил?”. Я стал хитрить, мол, это было не со мной и уклонился от ответа, а потом мне мать рассказала, что по ингушскому обычаю девушка ставила на стол яичницу, это говорит о том, что девушка согласна. Я пожалел, что был так груб. Это было в Ачалуках.

 

 «Твой двор – твоя страна.

Как ты бережешь свой двор,

так береги родную землю»

Овлия-святой-Гьаирбек-хьажо.

 

            2) Казаки – твои родственники. Ты с ними никогда не ссорься и не отталкивай их и не гони. Приютишь – получишь брата, прогонишь – получишь врага. То, что ты сделал плохого, возвращается не только в твой дом.

 

            3) Придет время, и наши горы будут кормить мой народ так, как мать в утробе кормит ребенка. В горы будет паломничество. Горы будут кормить мой народ, но это будет другой мой народ.

 

            4) Больного Гьаирбека-хьажо отвезли во Владикавказскую больницу. Лечил русский доктор, который был внимателен и хорошо лечил, доставал дефицитные лекарства. Хьажо часто обращал внимание пришедших проведать его мюридов: “Смотрите, христианину хорошее образование дало много знаний, сделало его умным и человечным – я завещаю вам учить не толь коран, но учиться всем знаниям независимо от религии”.

 

            5) Воспоминания мюрида, Гудберта Чахкиева, он рассказывал сыну.

Однажды Хьажо покупал арбузы. Пока он расплачивался с казаком, я незаметно откатил три арбуза. Рассчитавшись, Хьажо повернулся и откатил к куче три арбуза. Казак сказал: “Бери, не жалко”. Гьаирбек-хьажо ответил: “Спасибо, не надо. На том свете казак будет требовать свой долг”. Это послужило хорошим уроком Гудберту.

 

            6) Многие состоятельные ингуши давали Хьажо деньги. Он брал их и возвращал со словами: “Отдай их сиротам бедным”.

 

            7)  В Ингушетии было много семей, имевших кровников. Гьаирбек-хьажо выступал против кровной мести. Он своим авторитетом примирил многих кровников. Хьажо спросили: “Как бы ты отнесся к убийце собственного сына?”. Гьаирбек-хьажо ответил: “Я бы не взял в руки четки и не сказал бы: “Ла иллахи иллалах”, если бы у меня мелькнула мысль о мести”.

            Однажды Хьажо приехал в гости к отцу своего зятя. Тот чистил ружье, у него были кровники. Гьаирбек-хьажо сказал родсвеннику: “Я дам тебе хорошее оружие, которое не дает осечки”. Тот обрадовался. Хьажо ответил: “Говори почаще: “Ла иллалахи иллалахи” и у тебя  будет все в порядке”.

           

Продолжение

Кровная месть

            Если в гости пришел человек, за которым охотился кровник, этого человека оберегали,  держали в безопасности. Кровник в свою очередь никогда не покушался, ни на кого не нападал, если он у кого-то гостит, из уважения к хозяевам. Не нападали на него, если человек идет перед омовением  в туалет, на прополке, во время уборки урожая. Мститель не должен был уродовать труп, это считалось низостью. Суламбек из Согапши преследовал свою жертву. Но Зялмах ни разу не обернулся, ехал спокойно.  Так они доехали до Сагопшов. Он спросил: “Почему ты не обернулся, не прибавил шагу, знал ведь, что я следом еду?”. За его мужественное поведение Зялмах простил ему. Если кровник своевременно не исполнит долг мести, то надо было прощать.

 

Уважение к старикам – сострадание.

Дворянское достоинство.

Эту историю рассказал Микаэл Зурабов – бывший директор совхоза “Гагиевой Козбан”. В 1965 году Микаэл учился в институте в г.Ленинград.

Вечером Микаэл с земляком шли в общежитие. Они обратили внимание на прислонившуюся к стене глубокую старушку. Аккуратную, благородную, в красивой старенькой  шляпке, у нее был глубоко несчастный вид.  Люди спешили домой, на старушку никто не обращал внимания. У нас особое почитание стариков, мы подошли и спросили: “Что с Вами, чем мы можем Вам помочь?”. Она не могла идти. Старушка вызывала не жалость, а уважение. Потом мы поняли причину. Она сказала: “Я голодная, у меня нет кусочка хлеба, я  хочу есть, но я не могу просить милостыню, я дворянка”. Она бы скорее умерла, чем протянула руку для подаяния. Достоинство  для нее была выше жизни. Мы купили ей много продуктов, фруктов, дали деньги и проводили домой. Прошло много лет, но я не могу забыть эту старушку, она изменила многое во мне. 

 

Эздел.

Мудрость Сулеймана

Калиматов Макшарип, ст. Слепцовская.14.02.04.

            Что хорошее в моем народе, так это уважение к старшим, особое отношение к гостю – хьаш ца, верность исламу. В трудное время, когда нас выслали – нас и родственников сохранил Аллах. Нам надо помнить свои корни, откуда мы родом, нашу равнину. Мы должны беречь башни и  горы. Надо говорить на своем языке. Мы забываем родной язык, надо  уважать свой язык. Аллах нам дал красивый язык. Уважай старших и жалей младших.

            В 1976 г. я заложил фундамент и хотел строить двухэтажный дом. Отец ходил по двору задумчивый, ничего не говоря, ни во что не вмешиваясь, а только слушая. И вот он меня, как бы невзначай, спросил: “Что ты думаешь делать, какой у тебя план дома?”. Я сказал: “Хочу строить двухэтажный дом”. Отец сказал: “Я не думал, что построю дом, но я знаю, что я умру. Внизу будешь жить ты, вверху твоя сноха и внуки. Дети будут шуметь, ты будешь их ругать: сына, сноху, внуков. Я тебе советую сделать одноэтажный дом. Ты потеряешь родственников, которые не могут построить такой дом, к тебе будут меньше ходить, у тебя будет меньше родственников. Не дай Аллах, придет в твой дом несчастье, мало сожалений будут высказывать родственники. Во-вторых, ты принадлежишь к вирду устаза Кунта-хаджи, который проповедовал простоту и аскетизм. И последнее, я читал Коран, где сказано, как должен жить человек, как себя вести. Аллах дал тебе руцгь-блага, тем более надо быть скромным”.

            В Петербурге мой отец получил светское образование. Он служил адъютантом у князя, который работал начальником санпоезда.

После революции он не пошел на службу к большевикам, занимался торговлей. Торговал честно, никого не обманывал и не нажил себе врагов, помогал родственникам, сельчанам.

 

 

ЭЗДЕЛ.

            Женщина при виде мужчины останавливалась и, отвернувшись, ждала, когда проедет на лошади мужчина, и тот старался побыстрее проехать. Десять женщин с кувшинами воды могли ждать, когда проедет мужчина любого возраста.

            Ворота открывала женщина и выходила к гостю женщина.

            Мужчина – воин, многие имели кровников.

Володя Баркинхоев, село Базоркино.

 

            У ингушей не принято было  демонстрировать чувства. Это недостойно мужчины. Главное в воспитании: строгость и суровость, направленное на воспитание стойкости, чтобы они не расслаблялись. Жизнь была суровой.

 Салман Ужахов.

 

Пословицы наших предков

            “Если возьмешь за хвост осла, осел тебя не вытащит, подведет, вода унесет. Ослов ингуши не держали: считалось, что тот, кто держит осла – будет глупый как осел. Если возьмешь за хвост жеребца, он вытащит – не роднись с плохими, роднись с хорошими и сильными”.

            Уцыг-Малсаг спал, подложив ладонь под голову, а второй притянув одеяло до подбородка. У него и во сне был эздел, как у других наяву.

Ст. Слепцовская. 5.03.07. Оздоев Джамбулат.

Дух ингушский

            Когда Орджоникидзе спросил: “Что вы хотите  в первую очередь, принимая сторону большевиков?”, ингуши потребовали себе право ношения оружия.

 

Эздел

– Мужчина стоя не держал руки за спиной  – это неблагородно, а когда у тебя руки опущены – ты говоришь: “Я для тебя не опасен”.

 

 

Эздел (балкарский-этикет)

Сидели старики, мимо них проходила девушка и поздоровалась. Все старики кивком ей ответили, продолжая беседу, и только мудрец Казанова стоя ответил на приветствие и стоял, пока девушка не прошла.  Ему сделали замечание,  что не должен человек его возраста вставать,  отвечая на приветствие девушки.  На что он ответил: “Я встал из уважения не просто к девушке, а к будущей матери.  И от этого зависит, какими будут дети, которых она будет воспитывать”.

 

 

 

 

Халид Зурабов, 1909г. (21.12.03), с. Кантышево

Обычаи и эздел ингушей.

 

            Когда мне было 10-12 лет, я садился около мечети и брал лошадей у стариков, приехавших на молитву, и вел их на водопой и мыл их там, так как старикам это было тяжело.

            Раньше зять ссаживался с лошади у дома уст-да, шел пешком, ведя под узду лошадь.

            Зимой тамаду сажали ближе к печке, а летом ближе к двери.

            Голову, грудинку и курдюк ставил в знак того, что этого барана  для тебя зарезали.

            На кладбище нельзя занимать землю больше, чем положено на двоих.

 

Ингушетия. КЛИМАТОВ ИДРИС.

“Мудрость” тещи

 

            Два врага, которые называли себя друзьями. Один из друзей приготовил ружье и пошел к другу, а тот, ничего не подозревая, сидел спокойно. Застав друга врасплох, гость сказал: “Я тебя убить пришел”.

Тот подумал  и сказал: “Если ты пришел убить меня, я готов”. Тот подумал: “Напрасно я это делаю – убивать  беззащитного человека”. Повернулся  и ушел. Ум и сдержанность хозяина спасли  его, если бы он не сдержался, кинулся бы к ружью, которое висело на стене, или сказал бы грубое слово, и пролилась бы кровь. Сдержанность остудила потенциального убийцу.

            ЧТО НУЖНО НАШЕМУ НАРОДУ – ЭТО БАРТ.ЯХЬ ХИЛАРИ. ДИНАЛ ХИЛАРИ ЩИ МЕТТИГЬ ЛОРЬЯЛИ.  НЕ ДЕЛАТЬ БОЛЬШОЙ ДОМ. ЛЮБИТЬ БРАТА-МУСУЛЬМАНИНА.  ЩИ КЬАМЫН ДЬИКЬ ДАР ГЬЕРТЫЖ  ДЕРИГЬ  ДАХЬ ЦЫ ГЬЕРТЫЖ.  ЭТО СОГЛАСИЕ. САМОЛЮБИЕ. ДОСТОИНСТВО. ВОЛЯ. БЕРЕЧЬ СВОЕ МЕСТО. СВОЕМУ НАРОДУ ДЕЛАТЬ ХОРОШЕЕ.  НЕ СТАРАТЬСЯ ВСЕ УНЕСТИ. ДАВАТЬ БЕДНОМУ ЗАРАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ПОТОМСТВУ ДОСТОЙНОЕ НАСЛЕДСТВО ОСТАВИТЬ, ВОТ ТОГДА МЫ НАРОД. ЕСЛИ ТАКИМИ НЕ БУДЕМ, МЫ ПОТЕРЯЕМ СВОИ ТРАДИЦИИ. УВАЖЕНИЕ К СТАРШЕМУ, БЕРКАТ, БУДЕТ УХОДИТЬ. МЫ ДЕРЖИМСЯ ЗА СЧЕТ ТОГО, ЧТО, К СЧАСТЬЮ, СРЕДИ НАС ЕСТЬ ХОРОШИЕ ЛЮДИ. НАМ НУЖЕН САБАРиИМАН. КАКИЕ БЫ ТЫ БОГАТСТВА НЕ НАЖИЛ, КАКИЕ БЫ БОЛЬШИЕ ХОРОМЫ НЕ ПОСТРОИЛ – С СОБОЙ НЕ ЗАБЕРЕШЬ И 20 к.

 

            Женщина старается два раза утвердиться. Когда выйдет замуж и когда дети вырастут. Она старается властвовать, хозяйничать. Вырастив детей, перетянуть на свою сторону. Парень только женился. Прошло время, и муж повез жену к родителям. Когда приехали, зятя посадили отдельно, а теща уединилась с дочерью. И мать учила дочь “уму разуму”: “Ты только вышла замуж. Прут будет таким, каким ты его согнешь – если мужа сразу в руки возьмешь, так он всю жизнь будет делать, что ты скажешь. Будешь месить тесто и скажешь мужу: “Ты видишь, у меня руки заняты – принеси дрова”. Эта будет первая ступень. Когда он принесет дрова, ты скажешь: “Видишь, я занята, затопи печку”. Это будет вторая ступень. После того, как он затопит печь, пройдет время, ты скажешь: “Я убираюсь дома, посмотри за скотиной”. Это будет третья ступень. После того, как он посмотрит за скотиной, он будет полностью делать то, что тебе нужно”.

            Зять случайно подслушал поучения тещи. Погостив, они поехали домой. Жена начала претворять в жизнь уроки матери. Первая ступень прошла успешно. “Пойди, наруби дрова”,  муж говорит: “Конечно, нарублю и принесу”. Принес и затопил печку. Воли хьаж дохьынг. Он посмотрел скотину. Потом взял палку, хорошо и от души поколотил жену, чтоб жена усвоила его урок. И потом послал мальчика к теще и скажи Маржан, что ее дочь не одолела лестницу: с третьей ступени сорвалась и сломала себе ногу. Пусть придет и ухаживает за своей дочерью. Мальчик прибежал к теще и говорит: “Меня прислал Идрис, он сказал, что твоя дочь сломала ногу, просил, чтобы ты посмотрела за дочерью”. Разъяренная теща сказала: “Если она не может подняться по лестнице и не знает, как это сделать, так ей и надо”. Это не должна делать женщина,  мужчина должен знать, что он хозяин дома. Должен дома господствовать над женой, отцовствовать над детьми. Если он дома господин – он мужчина среди народа, он может нести ответственность за свой народ.

То, что ты сделал хорошее, тебе пригодится.

            Сагьа, боязнь Аллаха и то, что ты будешь находиться среди хороших людей – это тебе останется

            Мой дедушка рассказал  историю. Однажды в горах ехал бьяри-молодец. Хороший был день, зеленая трава,  у бьяри было хорошее настроение, мысли радостные. Он увидел, как на дороге два змееныша дерутся между собой. Удивленный бьяри подумал: “Интересно, что они не поделили, почему дерутся, что им не хватает?”. С боку выползла большая змея. А он как будто не видел змею, сказал: “Наверное, они голодны” и вытащил из сумки еду и бросил змеенышам. Змееныши похватали еду и скрылись в зарослях. Большая змея сказала всаднику: “Для нас настала голодная пора. Я заставила своих детенышей подраться, чтобы сильный съел слабого, может хоть один останется живой. Сегодня из-за того, что ты дал еду, они остались живы. Ты должен попросить у меня подарок. У меня есть богатство, которое я могу тебе дать, и могу тебя научить всем языкам. А Бьяри ответил: “Богатств мне твоих не надо, дай мне знать всех живых существ”. “Хорошо, – сказала змея, – дотронься до моего языка своим языком”. “Нет, – ответил юноша, – я боюсь”. “Хорошо, тогда дунь в звонок и ты будешь знать языки. Но знай, если ты откроешь, что знаешь языки – ты умрешь”. Он приехал  домой, жена взяла под уздцы лошадь. Потом стала просеивать во дворе семечки. Одни воробьи торопливо клевали семечки, другие крыльями сшибали семечки и они говорят тем, кто клевал: “Бросьте  клевать, скидывайте зерно. Эта глупая женщина уйдет, и мы будем спокойно клевать семечки. Хозяин рассмеялся, услышав разговор птиц, а жена спросила: “Почему ты улыбнулся?”. Он ответил: “Да так, что-то вспомнил”, и улыбнулся. Жена пристала: “Нет, ты скажи, почему  смеялся, ты что, считаешь, меня хуже своей матери”. “Остановись, глупая женщина, не с тебя  я смеюсь”. “Скажи мне”.  “Я не могу тебе  сказать”. Жена настойчиво пристала. Тогда он сказал: “Я должен буду умереть”. Жена настойчиво: “Все равно скажи”. “Хорошо, принеси мне молитвенный коврик, все равно умирать”. В это время во дворе петух загнал крылом девять кур и сказал: “Я девять кур содержу, будь ты неладен, ты с одной женой не можешь управиться”. Бьяри встал, взял палку и хорошо поколотил  любопытную жену. Жена больше не заикнулась.

            Почти 100 лет назад наш род, из-за того, что будет стыд роду, не выдал абрека-Зелимхана и был сослан в Сибирь.

            Я слышал, наши старики говорили: “Когда сватаешь, узнай какого она рода, кто у нее мать, бабушка, кто отец,  дед. Где воспитывалась, какая у них кровная месть, есть ли люди, порочащие этот род, было ли прелюбодействие. Сегодня смотрят – девушка красивая. Редко соблюдают прошлую мудрость, и браки часто распадаются. Если жена уважает мужа, знает, когда он придет домой, когда он зайдет, поднять его вовремя, покормить его, если дети выказывают отцу уважение – его будут уважать в селе.

Юсуп Чахкиев, 1915 г.

Человек проявляется в экстремальных условиях.

            Двадцать семь лет просидел в сталинских лагерях и не сломился. Удивительно чистое открытое лицо, почти 100 лет. Мне запомнилась его фраза:

            “Тот, кто на воле пользовался высоким авторитетом, репутацией, в лагере оказывался мелким ничтожеством. А тот, кто был незаметным, на которого никто не обращал внимания, в колонии оказывался настоящим мужчиной».

 

Кьунахь

            Дикь Кьунахи никогда не были богатыми. Они были обеспечены настолько, насколько необходимо для поддержания  достойного уровня,  так как основное время он уделял служению народу, примирению кровников, ликвидации конфликтов. Он не был отцом большого семейства.

 

Пословицы

Уст-да – хозяин быка (монеты), на которой изображена голова быка. Где зерно взошло – там будет угощение.

Не ставь ногу, не посмотрев вперед.

Не посмотрев вперед, не говори ни слова.  

 

Диныл-Эздел – семья беженцев из Грозного.

Магомед Гиреевст. Троицкая, 16.07.06.

 

            Магомед – наш племянник, сын Сейт–Хавы  Хабриевой. Он унаследовал от матери обаяние, оптимизм  и доброжелательность к людям. Магомед – беженец со стажем 12 лет, раньше он имел в центре Грозного уютную трехкомнатную квартиру. Сейчас семья  живет в вагончике, крохотный дворик во дворе, обнесенный унылым серым шифером. Внутри райский уголок: много цветов и роз и между ними зелень, лук.

            Туалет, выбеленный, аккуратный, который  не всегда можно встретить в хорошем доме, в вагончике красивая мебель, хрустальная люстра. Этот уют создала жена Магомеда Соня из рода Оздой. Она прожила нелегкую жизнь, но не упала духом. Они жили очень скромно. Соня всегда пекла лепешки. Магомед хороший рыбак и дома была всегда мелкая жареная рыба. Перед уходом Соня подарила мне красивый фаськ – молитвенную шапочку и носовой платок. В семье нет уныния, безысходности. Соня никогда не жалуется, только печальные глаза ее выдают, дети унаследовали лучшие качества родителей. Они любят родителей чистой любовью (которые имеют динал – жажду жизни, а главное веру), бескорыстные, открытые, свободные.  Как сумели  родители воспитать  таких детей, когда кругом люди заражены  материальным благополучием. Они без всякого блата поступили в Российские вузы, и дочь с удивлением рассказывала, как абитуриенты угодливо смеялись над плоской шуткой президента М. Зязикова. Детей Сони  отличает оптимизм, достоинство, доброта. Эта семья  в экстремальной ситуации сохранила лучшие человеческие качества, их не оставляет Всевышний.  Бог любит сильных и добрых людей, главное в этом доме – книга. И это о многом говорит. Магомед оказался хорошим рассказчиком.

 

Ваха Ведзижев.

Наши обычаи – эздел, как мы живем.

Эздел человека – это  происхождение, его корни. А такое происхождение идет от корня. С момента рождения главная нагрузка в воспитании ложится на плечи матери.

 Только у воспитанной и добродетельной матери могут получить правильное воспитание дети. Такая мать называлась у ингушей – сув. Женщина-сув всегда радушная и приветливая, радушно встретит и проводит гостей. Женщина-сув помогала бедным, не злословила, учила детей уважать старших,  вставать при появлении  старших, приветствовать их. Дети  видят поведение матери, они учатся у матери как себя вести.

            Эздий мужчина  личным примером влияет на воспитание  сына. К хорошему человеку тянутся хорошие, благородные люди. Когда в твой дом приходят умные, благородные люди, слушая их беседы, общаясь с ними, подростки стараются подражать им. С малых лет ребенок, наблюдавший за образом жизни родителей, подражая их повадкам, становится сам воспитанным, – Эзди саг.

Были люди – Лей-нах. Лей-нах называли таких людей, которые не любили трудиться. Они пользовались гостеприимством и хлебосольством порядочных семей. Из башни в башню они ходили, прося кусочек хлеба. Наблюдали, из какой печной трубы пойдет дым. Если труба дымится, значит, печку стопили, и на печке готовят ужин. Таких людей называли “Хьан-тунгалг”.

            Эзди не брали в жены  и не выдавали Лей-нах, и не выдавали за них  дочерей. Прежде чем с кем-то породниться, расспрашивали о всех родственниках. Если Эзди саг сватал девушку, то он соблюдал эздел, подъезжая к селу, где живет семья девушки, он заранее слезал с коня и подходил к дому, беря лошадь под уздцы. Братья девушки также оказывали внимание гостю, встречали его, забирали у него поводья, привязывали и кормили лошадь, приглашали гостя в дом. Хозяин должен был идти впереди, указывая гостю путь.  У Эзди-саг двор, дом, хозяйство должно было быть в порядке. В доме находилась специальная комната – хьаьша цьа (для гостей), убранная, с чистой постелью. В Эздел заключено многое – это уважение и почитание старших, отношение между родителями и детьми, правильное ведение своего хозяйства, гостеприимства.

            Подаяние (сагьа) – первым долгом пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что сагьа надо  дать своим родителям, потом сестрам и братьям, своим нуждающимся соплеменникам, ученикам медресе. В четверг вечером надо дать сагьа, разделив на 3-7 домов.

            Наши девушки и юноши учатся сегодня за пределами нашей республики. Находясь среди людей разных национальностей, наша молодежь не должна забывать о соблюдении правил национального этикета. Думаю, что представители других национальностей с уважением будут отзываться о наших юношах и девушках, если они будут себя вести Эзди. И не надо бояться выглядеть старомодным, не надо подражать в одежде и поведении другим народам. К сожалению, часто мы наблюдаем в транспорте, на улице совсем другое, не соответствующее нашим обычаям, поведение молодежи: жуют жвачки, развязано ведут себя, громко смеются, когда входят старшие в автобус – не уступают место. Если старушка несет тяжелую сумку – не подойдут и не помогут.

            Человек всегда должен помнить о смерти, о том, что он должен предстать перед  Всевышним. Он должен любить ближнего, не обижать, не лгать, быть миротворцем, верить в Бога, соблюдать заповеди, помогать бедным. Есть хлеб, соль, предложенные ему братом, и своим хлебом и солью делиться. Участвовать в общественных делах, присутствовать на свадьбах и похоронах.

            Вот у меня есть богатство и мне никто не нужен – это неправильно. Уважать надо человека, поставленного руководить над страной, в которой ты живешь. Будь то царь или президент, коронованные лица, Богом избранные лица.

            Похороны. Мужчины подходят к старикам, сидящим на похоронах, здороваются (ассалам алайкум), соболезнуют, говорят: “Да простит Аллах ему все грехи”. Сидящие отвечают: “Да простит Аллах и тебе твои грехи”. Когда все мужчины соберутся, заходят в дом, чтобы помолиться (мух бе, 70 раз Лаилахьа илаллахь). Тем временем готовят умершего, моют, одевают саван, выносят на улицу, кладут на середину двора и проводят заупокойную молитву (дакьа ламаз). Далее покойника несут на кладбище, здесь приготовлена могила, кладут покойника. Один из присутствующих муталимов или кто-нибудь, знающий это дело, спускается в могилу, кладет тело в могилу, укладывает как надо. Потом он вылезает из ямы, и после этого закапывают могилу, аккуратно разравнивают могилу. Таьзет продолжается три дня, потом 7 и 40 ночи тоже соблюдаются.

            Человек после смерти  должен оставить какой-то след. Он должен совершать добрые дела, чтобы люди потом вспоминали его добрым словом. Вот кто-то помог людям проложить воду, кто-то посадил дерево, построил мечети, обучал детей исламу. Человек должен быть подобен источнику  чистой  воды,  так человек делает  добро людям. (Сам Ваха помогал нуждающимся. Мы с профессором Чесновым были в с. Бейни – это глухое селение в горах. К Вахе подошла женщина и с благодарностью его приветствовала. Она рассказала, как Ваха вылечил ее дочь и дал ей денег на дорогу. Автор).  К детям надо относиться  справедливо. Родители не должны грубо обращаться с детьми, их нужно уважать, считаться с ними. Но если ребенок провинился, надо наказывать, он должен знать, в чем он провинился, и за что наказан. Кричать, срываться по пустякам нельзя, надо быть терпеливым. Если в дом пришла сноха, нельзя ее обижать, надо принимать ее как родную. Если у снохи что-то не получается, если она не любит вставать по утрам, нужно понимать, что она еще молода, не надо за это ее осуждать, рассказывать соседям, что тебе ленивая сноха попалась, а нужно постараться объяснить ей, со временем она поймет. Своим детям, младшим я делаю замечание, если кто-то из старших входит в дом, а они не встают, не уступают место. С соседями надо дружить. Даже если курица повадиться бегать в соседский двор, я ее зарежу, надо стараться, чтобы  с твоей стороны не было ничего такого, что беспокоило, доставляло неудобство соседям.

             К хорошим людям всегда все тянутся, если ты любишь людей, не злишься, когда к тебе приходят в гости, каким бы не было твое настроение,  к тебе будут приходить люди.

            «Сагьа». В четверг все молоко что надою, все раздаю.

            У моего сына, он «туркх», есть списки нуждающихся, им оказывают благотворительную помощь.  Много семей и в наше время, которые не могут купить мяса, не едят его даже по месяцам. Помогать таким людям – святое дело. Богатые люди обязаны давать сагьа – загат, таким людям.  Недавно мы раздавали мед. Нам поручили это дело, все  раздали бедным.

            Огороды. Желательно огород вспахать осенью, почва мягкая бывает. Прополку надо проводить вовремя, чуть затянешь – огород зарастет сорняком. Есть у меня палисадник, сажаю огурцы, помидоры, капусту.

             Детей бить не надо, с детьми надо проводить беседу, объяснять. Но бывают моменты, когда без жесткого наказания не обойтись. Мой шестилетний сын без спроса пошел с детьми на железную дорогу, рядом с ж/д находился огород одного старика. Под забором мальчишки развели костер. Дед увидел и поругал детей. Приходит он домой, и рассказывает нам об этом случае весело. Пришлось объяснять ребенку, отстегал его прутом. У меня дочка замужем. Я запретил возить подарки.  Никаких сумок.

            Как нужно вести себя Эзди с людьми других национальностей. Нельзя с ними конфликтовать. Много среди них хороших и плохих. Служа в рядах армии, я многому научился, я советовал сыновьям вести себя спокойно. В конфликты  не вступать.

            Ловзар. Раньше люди умели веселиться.  Парни и девушки весело проводили время. Вели себя скромно, наша сегодняшняя молодежь не умеет себя вести. На танцах кричат, свистят, шумят, безобразничают. Хорошо было бы, если бы наша молодежь научилась веселиться у старшего поколения.

 

            Сплетни. От сплетен одно зло. Мужчины сплетничают – бывают разборки.