Археология и этнография Ингушетии
Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах
Можно предположить, что влияние Грузии на Ингушетию, Чечню и другие области Северного Кавказа наиболее сильно было в XII—XIV вв., когда политическое могущество ее достигло высшего расцвета (от времени царствования Тамары до Георгия V). В эту эпоху из Грузии на Северный Кавказ проникали строители древнейших христианских храмов и проповедники христианства, приносившие с собой церковные книги, через посредство которых грузинская письменность распространялась в местном крае. Сообщаемые нами надписи свидетельствуют о том, что грузинская письменность запечатлена здесь в различных памятниках: 1) в церковных книгах; 2) в надписях на плитах храмов (в Тхаба-Ерды); 3) на стенах склепов; 4) на кувшинах, находимых в склепах.
Следы проникновения грузинской письменности фактически прослежены нами в разных местах — на правом берегу р. Ассы (в Тхаба-Ерды,) на левом берегу ее (склеп близ Эгикала), в Магате (на кувшинах из склепов), в Мохте (на таких же кувшинах). Таким образом, устанавливается проникновение грузинской письменности от Ассннского ущелья, главнейшего очага грузинского влияния в Ингушетии, в соседние ущелья, расположенные к западу, до селения Шуан (могильник в Мохте). Одни из эпиграфических памятников—на грузинском языке (надписи №№ 1—2), другие (№№4—8) — отражают, по-видимому, попытку применения грузинских письмен для передачи местных звуков и слов; может быть, как предполагает проф. А. Г. Шанидзе, в этих надписях есть иногда и тенденция видоизменения грузинского шрифта применительно к звукам местного языка, которым не было соответствия в грузинском.
Было бы крайне интересно расширить в дальнейшем разыскания следов грузинской культуры не только в указанных районах, но и в других — в восточных ущельях, примыкающих к Чечне, в которую, как известно, также проникало влияние Грузии. По свидетельству грузинских летописцев, католикос Евфимий, в царствование Георгия V Блистательного (1318—1346), посетил храмы в различных местностях, в том числе у «Народов Нахче»; по его приказу списки евангелия были разосланы по всем церквам и монастырям. Шантр сообщает, что на Ассе находятся развалины двух почитаемых ингушами храмов — Твирлис-Цминда и Тхаба-Ерды. Мы предполагаем, что под первым из них подразумевается храм Алби-Ерды, являющийся действительно выдающимся архитектурным памятником. В настоящее время от него остались руины, также носящие следы грузинского архитектурного стиля.
Семенов Л. П., Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах, Чечено-ингушские книжное издательство, Грозный, 1963, стр. 61-62.