В горной Ингушетии , в глубине Ассинского ущелья, бывшего некогда центром расселения ингушей, между аулами Хайрах и Пуй стоит памятник старины – христианский храм , известный под названием Тхаба-Ерды. По преданию, в определенные дни для совершения обрядов, религиозных отправлений и разрешения спорных вопросов к храму стекались жители обществ Галгай , Чулхой и Фяппий. Также у храма Тхаба- Ерды находился «мехка кхел»- суд страны.
При этом храме постоянно проживали избранные народом умудренные опытом старики. Их содержал народ. А делалось это так: каждый жених после свадьбы обязан был обеспечить содержание стариков на три дня. Кроме того, близ храма Тхаба- Ерды на земле были начертаны два круга – один в другом. Молодожены должны были в присутствии судей станцевать в той полоске , что находилась между двумя кругами . Если кто-то из танцующих хотя бы слегка задевал линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то старики восклицали: «Э-э, Нарто!». Это значило, что кто-то из танцующих нарушил линию. И жениху приходилось по прошествии года вновь давать содержание старикам на три дня и вновь станцевать с женой в промежутке между кругами . Такое могло повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно…
Храм неоднократно на протяжении свыше двухсот лет описывался русскими и иностранными учеными. Впервые храм Тхаба- Ерды был открыт квартирмейстером русской армии Штедором в 1787 году . Вот что он писал : « К югу , на возвышенности , у которой соединяются оба рукава, расположено старинное здание , куда совершается ежегодное Великое паломничество всего народа . Древний непорочный старик из одной определенной фамилии закалывает жертвенные животные , съедаемые близко живущими фамилиями , голова с рогами и костями сохраняются в здании…»
В 1811 году храм Тхаба-Ерды посетил геолог М. Энгельгард, который сделал съемки плана и зарисовки.
Наиболее точные описания и обмеры храма произвел в 1886г. кавказовед В.Ф.Миллер,а в XX веке – академик Г.Н.Чубиношвили и известный кавказовед – археолог Е.М.Крупнов ,который, кстати писал :»Среди древних архитектурных сооружений центрально- горной полосы Северного Кавказа памятник занимает особое место».
Храм Тхаба -Ерды , возникший в VIII-IX вв.,- один из замечательных памятников культовой архитектуры. Архитектурная композиция, орнаментальные и фигурные украшения указывают на высокую художественную ценность сооружения.
Автор проекта реставрации архитектор Л.А.Химшвиашвили отмечал , что после расчистки памятников выяснилось , что сооружения несколько раз реконструировалось и видоизменялось. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода.
Первый строительный период следует отнести к периоду до VIII века. Об этом свидетельствуют фундаменты , скрытые под апсидой главной церкви.
Первоначально построенный храм , видимо, разрушился, и на этом же месте в веке он был выстроен заново. При строительстве новой церкви были использованы фундаменты древнего храма, а так же как они увеличили апсиду, то предыдущий фундамент оказался под полов\м нового храма.
Во время перестройки памятника использовались местный материал, древние архитектурные детали, фрагменты и.т.д.
Итак , из сказанного выше следует , что второй строительный период относится к веку . Однако представить памятник этого периода полностью трудно, хотя отделочные части и детали присутствуют и сегодня. После расчистки оказалось , что храм представляет собой трех церковную базилику, где центральная церковь имеет ширину в 5,22 метра , длина же, включая апсиду,- 14,30 м. Следует предполагать , что вход в центральный зал с трех сторон (севера , юга и запада). К центральной церкви с северной и южной сторон примыкают боковые церкви.
Необходимо отметить , что по характеру и исполнению кладки , а также по архитектурной отделке , а также по архитектурной отделки до наших дней из постройки IX века дошла восточная часть памятника в пределах апсиды, за исключением карнизов. Карнизные камни в период последней реставрации (1969-1971гг) были вставлены в стены В случайные места , и поэтому их расположение хаотично .Они вставлены в западный и южный фасады. По мнению
Академика Г.Н.Чубинашвили , изучавшего храм Тхаба – Ерды в 1940-41гг., эти камни служили кронштейнами для подпружных опор боковых церквей.
Третий строительный период относится к X-XII векам . Можно предположить , что к этому периоду древний храм был значительно разрушен т, и что тогда же были восстановлены стены , южной западной и северной сторон. В этом строительном периоде план церкви не менялся. Была восстановлена только лишь центральная часть храма . Есть основания предполагать , что скульптурная композиция на западном фасаде была восстановлена именно в третьем периоде реконструкции храма. Именно в этот период в скульптурную композицию были вставлены элементы X-XII веков . К ним следует отнести орнаментированный постамент для модели храма , модель купольного храма и плиту с датирующей надписью.
Четвертый строительный период относится к XV-XVII вв. В этом периоде план храма значительно меняется . Внутри храма к северной и южной стенам главной церкви были пристроены сильно вытянутые пилястры, которые и делят зал на четыре части. Храм построен из плит известняка и песчаника.
Такова пред история храма. Теперь , дорогой читатель , посмотрим, что же собой представляет этот уникальный памятник века как культовое и архитектурное сооружение.
Храм Тхаба-Ерды прямоугольной формы . Его длина 17 метров , ширина 7,5 метра. Стены сложены из разнородных камней плотного известняка. Мергеля и плит шиферного сланца. Толщина стен колеблется от 80 см до одного метра. Внутри храм разделен тремя высокими арками на четыре неравные части. Здание ориентировано не совсем точно на восток, с значительным отклонением к северу. По преданию, в период позднего язычества при проведении религиозных обрядов и торжеств прихожане располагались пофамильно : каждый род в своей части. Наиболее интересной по содержанию является скульптурная композиция на западном фасаде . Композиция представляет собой подковообразную арку, в которую вставлены рельефные фигуры. В настоящее время значительная часть этой композиции утрачена. Сохранившиеся фигуры изображены с непокрытыми головами. Одна фигура в левой руке , вытянутой по направлению к центральной фигуре, держит крест , правая рука лежит на рукояти меча. От другой фигуры сохранились только полы одежды и ноги. Над ее головой выступает орнаментированная плита ,на которой некогда покоилась каменная модель крестообразной церкви с барабаном и коническим куполом.
Центральную часть восточной стены занимает небольшое окно , арка – наличник которого опирается на столбик и делит оконное пространство на две части .
В обрамленной валиком арке четко видны несколько человеческих фигур, в композиционном отношении дающих два различных сюжета. Справа человек борется , слева – группа осматривает модель храма.
Карнизы и арки храма украшены различными узорами- растительной плетенкой- обычной
В грузинской архитектуре орнаментикой.
Необходимо отметить, что храм имеет много характерных черт , свойственных культовым сооружениям горной Ингушетии. Крыша храма Тхаба-Ерды была двухскатная и состояла из каменных плит и шиферного сланца: она частично покоилась на потолке, который еще поддерживают внутренние арочные перегородки. Судя по некоторым признакам над алтарной частью существовало, как отмечает Е.И.Крупнов, особое куполообразное перекрытие, возвышается над гребнем крыши. Сооружение христианских храмов Тхабо-Ерды и Альби-Ерды известный ингушский летописец Албаст Тутаев связывает с временем грузинской царицы Тамары(1184-1213гг.) Являясь самым большим сооружением подобного рода в горной Ингушетии, храм Тхаба-Ерды предоставляет сочетание архитектурного и грузинского церковного зодчества.
Постепенно разрушавшийся храм к 60-м годам XXвека находился в тяжелом аварийном состоянии. В связи с этим лауреат Ленинской премии , доктор исторических наук Е.И.Крупнов обратился с письмом в Правительство ЧИАССР о спасении уникального архитектурного памятника . В результате договоренности МК ЧИАССР с грузинскими специальными научными реставрационными мастерскими были проведены восстановительные работы храма в 1969-71 гг. по проекту заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР , зав кафедрой академии художеств Грузии архитектора Л.А.Химшиашвили.
Параллельно с реставрационными работами велись и археологические раскопки, которые провел известный ученый Грузии Гиви Гаезович Гамбашидзе. Все ученые , исследовавшие храм , в основном сходились на дате сооружения его ранее XII в. В 1870г. Д,З. Баркадзе усматривал дату основания храма 830г. на основании прочтения надписи на одной из четырех плит , которые были вставлены в западный фасад. Однако более точное установление даты памятника можно основывать на результатах археологических раскопок. Профессор Е.И.Крупнов в связи с этим отмечал, « что окончательное решение вопроса о времени сооружения храма Тхаба-Ерды можно будет дать только на материале археологических раскопок внутри и вокруг современного здания».
По материалам археологических раскопок 1969-71гг. археолог Гамбашидзе приходит к выводу , что храм был сооружен в вв. В целом реставрация храма Тхаба-Ерды , по заключению экспертной комиссии МК РФ , была проведена на «хорошо». Восстановительные работы проходили в тяжелейших природных условиях : полное отсутствия автодорог , сильно пересеченная местность . Продукты питания доставлялись на лошадях на расстоянии 40 км .Проектом и экспертной комиссией было оговорено , что кровля будет носить временный характер . В последующем вторым этапом местными силами должна была быть проведена работа по капитальному перекрытию храма.
В 2002г. на храме Тхаба-Ерды проведены ремонтно – восстановительные работы :восстановлена крыша , восстановлен художественный декор на карнизе из камня , установлены железные двери , инъецированы и заделаны трещины на стенах , восстановлена каменная ограда , с трех сторон храма, сделаны водоотводы.