Многие историки, ученые, принимавшие участие в археологических экспедициях в Ингушетию, описывали в своих трудах обряд поклонения памятнику истории и культуры Ингушетии храму-святилище «Мятсели», расположенному на площадке горы Маьт-Лоам, на высоте около 3000 метров. Одним из них является просветитель, этнограф, изучавший наш быт, нравы, религиозные верования — Башир Керимович Далгат, внесший значительный вклад в изучение и популяризацию духовной и материальной культуры ингушей.
Мятсели имел значение одного из важнейших ингушских патронов. По верованию ингушей, Тамыж-Ерда, Амгали-Ерда и Мятсели были родными братьями, из которых Мятсели был старшим. Столовая гора, на которой происходили празднества в честь Мятсели, по-ингушски носит название Мят-Лоам. Святой Мятсели носит имя этой горы, но нельзя с уверенностью сказать, названа ли гора по его имени или сам он получил название горы. Первое предположение, мне кажется, более вероятным, говорит ученый, потому что на этой горе находятся капища и для других святых, имена которых не заимствованы не из каких топографический названий. Мятсели считается старшим не только из всех братьев, но он стоит рядом с высшими божествами, такими как Тушоли, Молдзы-Ерда и др. Ему посвящен особый воскресный день в месяц мятцели-бут; это конец июня или начало июля. И само празднество, и день, и местопребывание Мятсели — все носит его имя.
Подробнее: https://gazetaingush.ru/kultura/pamyatnik-istorii-i-kultury-ingushetii-hram-svyatilishche-myatseli