Башенная архитектура горной Ингушетии.

Самоназвание ингушей «гIалгIай», по мнению ряда исследователей, этимологизируется как «строитель», «житель башен». Подтверждается это и этногенетическими преданиями соседних народов, а также конструктивными особенностями архитектуры, подчеркивающими единство их происхождения.       Известные кавказоведы Е.И. Крупнов, И.В. Щеблыкин, В.И. Морковин считают, что родоначальниками башенного строительства в горной зоне, охватывающей территории современных Ингушетии, Чечни, Северной Осетии и горной части Восточной Грузии, являются предки ингушей.

Ингуши называли людей, умевших искусно обращаться с камнем, «тIоговзанче», (букв. «знающий хитрости камня»). Секреты строительного мастерства бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение. Строители имели особый статус в ингушском обществе, они не подпадали даже под кровную месть, поскольку считались особо значимыми для общества людьми (мехкнах). Строительство башен требовало высокого мастерства, опыта, знаний и технических навыков.

Признанными и знаменитыми мастерами-строителями Средневековья были Янд из сел. Эрзи, Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Цуров из сел. Фуртоуг, Баки Барханоев из сел. Бархане, Ерда Дударов из сел. Верхний Хули, Арсамак Евлоев из сел. Йовли, Хинг Ханиев из сел. Хяни, Тет-Батык Эльдиев из сел. Таргим, Баркинхоевы из сел. Верхний, Средний и Нижний Оздик.

Творения этих мастеров поражают своей монументальностью и сейчас.

Среди ученых нет единства в вопросе об их датировке, но предположительно

эти архитектурные сооружения относят к XIII–XIV вв. Известный кавказовед

Е.И. Крупнов писал: «Ингушские боевые башни воув являются в подлинном

смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего насе-

ления края, они поражают простотой формы, монументальностью и строгим

изяществом. Боевые башни Ингушетии — высокие образцы техники и строи-

тельного искусства того времени».

О строительстве многих родовых башен остались различные предания, которые зафиксированы в ингушских сказаниях и легендах. Так, существует легенда и о строительстве башни, которую сфотографировал в разных ракурсах Ю.Ю. Карпов в 1989 г. Ингушская легенда гласит, что Чур и его четверо сыновей жили в Джерахе. Братья договорились построить боевую башню. Они положили чашу и стали возводить башню. Строитель, которого они наняли, был из галгаевцев. Он согласился воздвигнуть башню за шестьде-

сят быков и коров, которым было по три-четыре года. Мастер пострил башню,

поставил над нею завершающий замковый камень и сказал, что не сойдет на землю до тех пор, пока ему не дадут еще одну корову сверх уговоренной платы.

Его просьбу пришлись удовлетворить, ибо, если бы его долго продержали на башне, он мог бы ослабнуть, свалиться и разбиться. По обычаю, в таких случаях хозяева несли ответственность за погибшего при строительстве и могли подвергнуться кровной мести. Получив согласие, мастер потребовал, чтобы все перешли на другую сторону ущелья, а по эту сторону оставили коров, положенных ему за работу. Просьбу мастера исполнили и позволили ему уйти с миром [Дахкильгов]. Отметим, что только сильные ингушские роды имели свои башни, поэтому к их строительству относились со всей ответственностью.

Возведение башни нужно было закончить в течение одного года, иначе род считался слабым и терял уважение в обществе.

Богата башенная архитектура горной Ингушетии и памятниками языческого периода. Святилище Мятцили расположено на вершине столовой горы на юге Ингушетии, на высоте 3000 м над уровнем моря.

Святилище было возведено в честь бога плодородия, великого обилия, благополучия и справедливости Мат-цели.

В горной Ингушетии множество склепов, и это неудивительно. Предки ингушей говорили: «Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп». У всех ингушских родов были свои боевые башни и свой склепы. В склепах хоронили только представителей своего рода, чужих увозили туда, где они жили. Погребение в склепах совершали приблизительно до середины XIX в. Известны склепы различных видов — подземные, полуподземные и наземные.

Традиции обработки камня живы и в наши дни. В каждом населенном пункте равнинной части Ингушетии можно увидеть дома и заборы, построенные из горного камня мастерами каменного зодчества.

Ингушский народ бережно хранит уникальные памятники ингушского зодчества, используя полностью или частично некоторые элементы декора и композиции материальной культуры предков.

 

(Из научной публикации М.С.-Г. Албогачиевой, М.Т. Бежиташвили

«Башенная архитектура Горной Ингушетии» (по материалам Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН и Национального музея Грузии))