Экспедиция к храму Тхаба Ерды (31.10.24)

 31 октября 2024 г.,  сотрудники НИИ гуманитарных наук им. Чаха Ахриева и Джейрахско-Ассинского музея-заповедника, под руководством исследователя Алихана Ахриева, в рамках двухстороннего соглашения о совместном сотрудничестве, совершили экспедицию к храму Тхаба-Ерды, с целью проведения исследования.

Предметом исследования являются иконография и декор храма и его интерпретация.

«У любого большого проекта (к коему всегда относится строительство объекта национального масштаба) должно быть как инфраструктурное обоснование, так и теоретическое. Если по первому все более–менее ясно (Храм Тхаба Ерды занимает невероятно удачное место – выбор которого продиктован не только соображениями красоты пейзажа, но и стратегическими целями – мимо него пролегал знаменитый в древности Великий Шелковый путь, он находится в центре расселения ингушских племен и все дороги ведут к нему), то с теорией ясности нет. По теории ингушской архитектуры вообще нет ни одной работы. Разумеется, особое значение для понимания теоретических основ имеют письменные источники. При их отсутствии (именно этот случай мы имеем с Тхаба Ерды и башенной архитектурой ингушей) на первый план выходит иконография. Иконографическая программа исследуемого Храма очень богата, но совершенно не изучена» – отмечает исследователь А. Ахриев.

Сотрудниками была произведена фотофиксация, совершен полный осмотр и анализ современного состояния известного памятника, сделаны необходимые замеры. Основной целью экспедиции, как было отмечено ранее, было изучение декора Главной Святыни ингушского народа, которым он «щедро украшен… в виде карнизов, бордюров и других деталей, выполненных искусным мастером по мягкому известковому конгломерату».

«Не все эти украшения являются облицовкой стен, появившейся уже после их возведения (подобно плитам ктиторской композиции на западном фасаде). Некоторые из них изваяны, вырезаны, выцарапаны на выступах камней кладки, создавая конструктивное и архитектурное целое с фасадом. Особое внимание привлекла каменная плитка, изображающая человека в позе обращения к Богу (орант). До последнего времени в литературе она не описана, как и весь остальной декор с Южной стены. По этой причине мы ограничились рассмотрением декора с южного фасада Главного Храма ингушского народа.

На южном фасаде Храма Тхаба Ерды более десятка элементов заслуживают особо пристального внимания. Эти элементы, располагающиеся на первый взгляд, хаотично, на самом деле встроены в кладку стены в определенном порядке, что говорит об их связи между собой и о том, что чтение каждого из этих знаков имеет смысл в общем контексте. Элементы расположены по горизонтали на двух уровнях (поясах III). В нижнем  – всего три элемента, центральный из которых входная арка.

Верхний пояс иконографической программы южного фасада Храма Тхаба Ерды очень информативен. К нему относятся три изображения находящихся на одной линии, самый крайний справа из которых – орант наиболее интересен. Все три объединяет еще и то, что на них изображен человек.

Здесь же мы видим схематическое изображение, отдаленно напоминающее всадника (В.И. Марковин определил его как «петроглиф в виде едущего всадника»). На одной линии с ним – вполне художественный образ, довольно точно передающий идею автора. Удачная попытка интерпретации этих образов может дать ответ на вопрос о том, являются ли эти знаки отдельными изображениями, не имеющими связи друг с другом или все–таки это знаки единого текста, который должен был быть прочитан древним паломником, пришедшим на поклон к Храму» – делится своими, на наш взгляд, ценными наблюдениями ученый.

Мы надеемся, что совместно проведенные поисково-изыскательные мероприятия на объекте, могут внести ясность в этот вопрос и результатом его станет оригинальная интерпретация всех трех образов с верхнего яруса южного фасада, в целом, очень богатой иконологической программы Храма Тхаба Ерды.