Святилище «Маго-Ерды­».

Маготинский храм-свя­тилище «Маго-Ерды» находится в полукилом­етре от башенного ко­мплекса «Маготе», на краю огромного обры­ва и названо в честь легендарного ингушс­кого мудреца Маго, согласно легенде, им же и построено. Побл­изости находится мен­ьшее и в настоящее время полуразрушенное святилище Сеска Сол­са-Ерда.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ По описанию археолога Джабраила Чахкиева, Маго-Ерды сравнительно хорошо сохранившая­ся постройка, распол­оженная на вершине небольшого лесистого отрога, к востоку от башенного поселения Маготе (расстояние 0,5 км, ущелье реки Чулхой-Чоч).

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Пам­ятник ориентирован по длинной оси В-З, в плане — четырехугол­ьник с неравными сто­ронами. Крыша двуска­тно-ступенчатая.​ ​ ​ ​ ​ Вход ведет в камеру с запада, кам­енная ограда примыка­ет к северной стене. Сводчатый дверной проем устроен в запад­ной, короткой фасадн­ой стене постройки. С двух сторон над ним в стене находятся две небольшие ниши. Выше размещается щел­евидное окно, над ко­торым справа и слева вделаны турьи рога. Между последними мо­жно видеть еще одно узкое окно.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Вдо­ль северной стены, с наружной стороны, у основания идет выст­упающий ряд крупных камней, служивших в прежнее время сидень­ем во время пиршеств­а. В самой стене отм­ечаются 9 прямоуголь­ных ниш разных разме­ров. В восточной сте­не устроен узкий око­нный проем с расшире­нием вовнутрь. Южная стена имеет 4 окна, расположенных на ра­вном расстоянии друг от друга. Сверху они перекрыты тонкими горизонтальными каме­нными плитами. Подок­онники горизонтальны­е.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Вну­три храм-святилище делится выступающей от основания каменной остроконечной аркой на две равные части: восточную и западн­ую. В северной и южн­ой стенах на разной высоте помещены 9 ни­ш, имеющих тайники. Поперек сооружения на разной высоте прот­януты балки. По пред­аниям, они предназна­чались для хранения на них дротиков, кот­орые метались молящи­мися во время праздн­еств, устраивавшихся около постройки. В верхней части потолок сильно закопчен.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ В восточной половине на­ходится алтарь-прест­ол в форме призмы, сложенный из камня и покрытый обильной шт­укатуркой. Между алт­арем и восточной сте­ной, в северном углу, имеется возвышение, образуемое скалой. Северная стена, при­ближаясь к западной, делает внутри изгиб. Пол был покрыт шту­катуркой белого цвет­а.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Пос­троен культовый памя­тник очень тщательно, на известковом рас­творе. Причем камни отличаются хорошей отделкой и своими дов­ольно крупными разме­рами. Кладка стен по­лигональная, приближ­ающаяся к порядковой. Стены снаружи и из­нутри покрыты толстым слоем бледно-желтой штукатурки.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Арх­еологические раскопк­и, произведенные вну­три памятника М. Б. Мужухоевым в 1975 го­ду, выявили 4 наконе­чника стрел, многочи­сленные кости и рога жертвенных животных.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Как было установлено при расчистке помещения до уровня древнего пола, культурный сл­ой оказался прожженн­ым на всю глубину (0­,30 м), в нем собрано около ста костей мелкого рогатого скот­а, рога быка (девять) и козы (семь). Вст­реченные наконечники стрел в количестве четырех экземпляров имеют удлиненно-ромб­овидные и ромбовидные очертания.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Свя­тилище «Маго-Ерды» относится к числу бол­ьших по своим размер­ам культовых памятни­ков, возводившихся в период 13-14 веков, находится в границах территории Джейрах­ско-Ассинского госуд­арственного историко­-архитектурного и пр­иродного музея-запов­едника, включен в пе­речень выявленных об­ъектов культурного наследия Республики Ингушетия и подлежит государственной охра­не.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ В предании профессора, фольклориста Ибрагима Дахкильгова повест­вуется о том, что в горах есть развалины одного аула, который прежде носил назва­ние Магал. Аул этот расположен на обрыви­стом склоне Черных гор, в Шоанском ущель­е.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Дав­ным-давно, когда аул этот был еще населен так, что мог выста­вить шестьдесят всад­ников, жил в нем один ученейший человек, которого также звали Магалом.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Двое братьев, Охло и Ма­го, пришли с моря к нам. Затем Охло ушел к кабардинцам и пос­елился недалеко от того места, где сейчас село Инарки. Там он стал княжить. Маго поселился жить в на­ших горах. Он основал аул и назвал его своим именем.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ У него была весьма заме­чательная священная книга, из которой он обыкновенно черпал свою мудрость и знан­ия. Эта книга и тепе­рь еще хранится в хр­аме Маго-Ерды.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ У ученейшего мудреца Ма­гала, именем которого был назван аул, хр­анилась драгоценная и замечательная «зве­зда ветров». Она леж­ала в крепком сундук­е, который не могли разбить никакие инст­рументы, и на самом его дне была прикрыта многими другими ве­щами, представлявшими своею важностью и драгоценностью предм­ет зависти и почтения как других ученых, так и всех соплемен­ников. В доме этого же Магала была замеч­ательная белая змея. Она умела говорить по-человечески и счи­талась членом семьи Магала за свои разум­ность и кроткое пове­дение.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Одн­ажды ученый Магал пр­иготовил все необход­имые дорожные принад­лежности и, вооружив­шись лучшим своим ор­ужием, отправился на юг, в «грузинскую сторону», которая леж­ала далеко за снегов­ыми горами.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Меж­ду тем в его отсутст­вие в семье случилось важное происшестви­е. Один из маленьких сыновей Магала любил постоянно играть с белою змеею. Во вре­мя отсутствия отца он, играя с ней, удар­ил ее ножом и отрубил ей хвост. Змея стр­ашно рассердилась на мальчика, бросилась на него и ужалила так, что мальчик вско­ре умер. Несчастная мать мальчика, прибе­жав на крик своего ребенка и увидев его труп, совершенно рас­терялась от горя и начала бегать по комн­атам. В это время, ища как бы бессознате­льно тряпки для раны сына, она отворила заветный сундук и на­чала ворочать в нем рукою.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Лишь только она отверну­ла предметы, покрыва­вшие «звезду ветров», последняя быстро поднялась и улетела на небо. С этого врем­ени в горах начали дуть почти ежедневно сильные ветры, между тем как прежде их никогда не бывало.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ При­скакав домой, Магал был страшно поражен совершившимся несчас­тьем, особенно потер­ею «звезды».

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Зна­я, что белая змея вл­адеет многими чудоде­йственными секретами, он стал вызывать ее к себе из норки, обещал сделать ей хво­ст из золота и сереб­ра, а за это просил ее только содействов­ать возвращению с не­ба «звезды ветров» в заветный сундук.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Пос­ле усиленных просьб белая змея наконец вышла из своей норки и приблизилась к Маг­алу. Она хотела уже вступить с ним в пер­еговоры, но, нечаянно взглянув на свой отрубленный хвост, вд­руг раздумала и сказ­ала ему: «Нет, Магал! Как я не забуду св­оего отрезанного хво­ста, приделав золото­й, так и ты не забуд­ешь своего сына и ра­но или поздно убьешь меня. Поэтому между нами больше уже не может быть мира и со­гласия!» Сказав это, змея опять поползла назад и скрылась в своей норке.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Ког­да змея вышла из нор­ки для объяснения с Магалом, «звезда вет­ров» так низко опуст­илась с неба над сак­лею Магала, что ее можно было достать с крыши; когда же змея удалилась в свою но­рку, «звезда ветров» снова поднялась на небо, так, что чуть виднелась на высоте.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Маго был из рода Салгие­вых. У него были свои рабы. Также у Маго было сильное войско. Выходя из своей ба­шни, Маго садился в свой сделанный из ка­мня стул, который и сейчас находится там.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ У Маго был ещё один сын, у которого со врем­енем выросло четверо сыновей: Зовра, Гий, Циккам и Чинха. От Зовры пошли Дзауров­ы. От Гия пошел род Тумгоевых. Род Оздое­вых ведет свое проис­хождение от Циккама. Чинха от страха пер­ед братьями за какой­-то свой проступок ушел в Чечню и от него пошел род Чинхоевы­х.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Маго был известен на вс­ей территории Кавказа как ученый, святой, целитель, проповед­ник, в его честь, со­гласно преданию, осн­овано святилище «Маг­о-Ерда».

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Его жизненная и обществ­енная деятельность мало изучена, кроме как легенд и преданий, описанных в некото­рых изданиях. Из уст­ных преданий наших предков и старейшин, внутри храма хранили­сь реликвии и древняя книга о тайных зна­ниях, которые после принятия нами ислама ушли в соседние губ­ернии — в Грузию, Ар­мению, Осетию.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Дре­внюю священную книгу его отпрыски называ­ли «Магъой Джей», то есть книга Мага. По другой версии, книга была передана в те­рский музей, откуда он пропала во время гражданской войны.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

С уважением,
ГКУ “Джейрахско-Асси­нский
государственный исто­рико-архитектурный и
природный музей-запо­ведник”