На днях сотрудники музея-заповедника, во время мониторинга башенного комплекса «Мухул», произвели фотофиксацию петроглифов, расположенных на жилой башне комплекса.
Мухул – башенный комплекс к северо-западу от Гвези.
Петроглифы на камнях встречаются на всей территории горной Ингушетии – это одни из важных культовых составляющих. Помимо одиночных изображений человека и животных, часто встречаются фантастические и символические изображения, геометрические и другие абстрактные фигуры. Одни из них напоминают солярные знаки, а другие – графические знаки, напоминающие письменность. Часто можно видеть высеченные на каменных плитах изображения человеческой руки.
Встречаются петроглифы, выполненные в точечной технике. Среди сюжетов петроглифов Ингушетии выделяются жанровые, изображающие сцены охоты, сотворения мира и др. Архитектурные сооружения, на которых они изображены, датируются 14-18 вв., однако совершенно очевидно, что камни с петроглифами в кладке этих башен используются повторно. Об этом свидетельствует расположение камней с петроглифами в кладке, которые отличаются от цвета камней основной кладки. Наибольшее число петроглифов обнаруживается на фасадах жилых башен, реже – на культовых постройках и боевых башнях. Иногда встречаются петроглифы на стелах.
Ингушский поэт А.Т. Хашагульгов, который посвятил много лет сбору этнографического материала, опросил многих стариков, собирая устаревшие слова и фольклорные мотивы, в своём стихотворении отмечает, что значение символов на камнях безвозвратно утеряно:
Дисад маIан тIапа дешаш,
Кусташ а кхераш тIа дехка
ХIанз укхаза юха даьхка,
Латт вай цар хьаркаш дешаш
(Дзаурова Т. А.-Х. «Ингушский национальный орнамент»)
Исследователь Дозариев А.С. в своей научной публикации «О некоторых памятниках декоративно-графического искусства ингушей» пишет: «Как показывают исследования, нельзя с точностью говорить о том, с какой целью наносились те или иные петроглифы, хотя культово-магический контекст, здесь, кажется нам несомненным. При этом с уверенностью можно заявлять о том, что декоративно-графическое искусство ингушей уходит своими корнями в глубокую древность. Так, при детальном изучении этого культурного явления невозможно не заметить, например, сходства ингушских солярных знаков с изображениями на предметах кобанской культуры Кавказа, обнаруженных тут же в Ингушетии (Луговой могильник, I тыс. до н.э). Известные параллели обнаруживаются также в культуре древних шумеров, иранцев, кельтов и т.д.».
Материал подготовлен в целях защиты, сохранения и популяризации объектов культурного наследия республики.