Из научной работы «Женские украшения и головные уборы ингушей из Цоринского склепа»

Впервые в источниках об этом головном уборе ингушских женщин стали писать в начале XVII века. Послы московского царя князь Федор Волконский и дьяк Артемий Хватов, направлявшиеся в Кахетию, описали свой путь через «кабаки горских владельцев»: «Сии кабаки расположены по обе стороны сего ручья; домы в них каменные, выстроены в горах; мужчины одеты по-черкесски, а женщины носят на головах рога в пол-аршина» [3, с. 94.].

Л.П. Семенов ссылается на сведения Жюль Клапрота, опубликованные в его труде «Путешествие по горам Кавказа и Грузии» в 1823 году. Он (Клапрот) пишет, что «такого рода головной убор как «курсарс» он видел только у ингушских женщин. Он по форме напоминает рога серны, но согнутые наперед. Этот головной убор обыкновенно сделан из коры березы и покрыт сукном или шелком, имеет в ширину около двух больших пальцев, в высоту семь пальцев; украшен гирляндами; этот убор называется – «чугул» [4, с. 211].

Профессор Л.П. Семенов так описал «курхарс»: «…особого рода головной убор – подобие изогнутого рога, суживающегося кверху, загибающегося вперед; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой. Ученый считает, что «курхарс» носился ингушками и его образ восходит к древнейшим местным культурным реалиям с начала XVII в., до начала XIX в. [5, с. 109].
Из научной работы  «Женские украшения и головные уборы ингушей из Цоринского склепа». Долгиева М. Б., Кариева Ф. А. — Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева № 1 – 2023