Села Эгикал, Хамхи и Таргим – древнейшие поселения ингушей.
Подтверждается это не только народными преданиями. Именно в этих селениях находятся самые древние из ингушских построек: циклопические (мегалитические) дома – крепости, сложенные из огромных, до восьми тонн, камней. Такие строения – архаическая основа, на которой «выросли» все последующие боевые и жилые башни ингушей, вкупе со строительными традициями.
Все башенные сооружения горной Ингушетии можно разделить на три вида: боевые башни («воув»), жилые и полубоевые башни («гала») и замковые комплексы (комбинация боевой и жилой башни (башен) в окружении оборонительных стен. Наиболее яркий пример – замковый комплекс Эрзи).
Первые башни стали появляться в горах Ингушетии в V веке н.э., после гуннского нашествия. В течение тысячи лет – с V по XIV века – ингуши строили, в основном, жилые и полубоевые башни.
Древнейшими ингушскими постройками считаются циклопические дома-крепости, фрагменты которых сохранились до наших дней – например, в Эгикале.
Устные предания и научные исследования подтверждают, что села Эгикал, Хамхи и Таргим можно считать древнейшими ингушскими поселениями. Они были основаны в среднем течении реки Асса, в Таргимской котловине. Отсюда ингуши начали расселяться по всему Ассинскому ущелью и далее по территории современной горной Ингушетии (Джейрахский район).
Ингушские селения строились близко друг от друга, с интервалом от 500 метров до километра. Из одного села всегда можно было разглядеть боевые башни соседей: башни использовались
и как сигнальные, за считанные секунды сигнал тревоги передавался на многокилометровые расстояния. Практически все селения « прилеплены» к вершинам холмов, склонам ущелий или гребням хребтов. Если посмотреть на карту горной Ингушетии, можно увидеть, что башенные селения тянутся непрерывной цепью по долинам Ассы, Армхи и их притоков.
Главным критерием выбора места для будущего поселения была безопасность, то есть, максимальная труднодоступность. Чем древнее селение, тем выше в горах оно находится, тем укромнее место. Это естественно, ведь жилые башенные комплексы задумывались как оборонительные крепости. Учитывалось и качество земли: на плодородных, не слишком каменистых участках ингуши не селились. Еще одним важным условием выбора места для поселения было наличие источника воды: родника или ручья. Вода необходима и в быту, и в войну.
Если самыми древними ингушскими постройками считаются мегалитические дома-крепости, то следующим этапом было строительство массивных 2-3 этажных жилых башен «гала» с плоскими крышами. Высота жилых башен редко превышала 10 метров. В центре такой башни всегда находился опорный четырехгранный столб. Сложенные из очень крупных камней, в плане прямоугольные, к верху немного сужающиеся для устойчивости, жилые башни также могли использоваться как крепости.
На первом этаже обычно держали скот, но не всегда—если условия позволяли, скот предпочитали держать в отдалении. Второй и третий ярусы башен предназначались для жилья. На верхний ярус поднимались с помощью приставной лестницы. Сердцем жилой башни был очаг, над которым висела надочажная цепь. Здесь готовили пищу, собирались всей семьей и обсуждали важные вопросы. Очаг и надочажная цепь были, имели особое значение, они почитались как самое «живое» место дома. Над очагом давали клятвы, если прощали кровников-то только здесь.
В Средние века отношения в Ингушском обществе изменились, помимо внешних угроз появились внутренние—постоянные междоусобицы. Это дало толчок повсеместному строительству башен обновленного типа—полубоевых. Назывались они так же, как жилые – «гала». По сути, они и были жилыми, но уже лучше приспособленными для оборонительных целей: с бойницами для стрельбы из лука и специальными «балкончиками» на последнем ярусе, «машикули». Машикули — французский термин, по- русски эта фортификационная деталь называется навесной бойницей. У такого «балкончика» нет пола, только стенки. Машикули были неотъемлемой частью всех средневековых замков, и выполняли – что в Европе, что на ингушских землях – одинаковую функцию: через проем, под защитой стенок, оборонявшиеся выливали на головы врагов что-нибудь очень горячее или сбрасывали камни.
Вершиной архитектурного искусства ингушей считаются боевые башни «воув», которые строили на протяжении XVI- XVIII в.в.. «Воув» с ингушского переводится как «боевая», «военная». Боевые башни всегда высокие – не ниже 20 м., и узкие – вспомните винтовые лестницы средневековых европейских замков, там тоже негде развернутся, и это больше играет на руку защитникам, чем врагам.
Боевые башни ставили, конечно, в стратегически важных местах—по периметру села, у входа в село, на на пересечения дорог, у входа в ущелье. По обычаю, перед закладкой башни землю поливали молоком: если оно не просачивалось в грунт , участок считался годным для строительства. А если просачивалось? Что ж, рыли глубже, пока не добирались до скального основания, до «материка».
Башня – воув всегда имеет только один вход/выход, ведущий сразу на второй этаж и третий этажи, никогда на первый. Приставная лестница «балка с зарубками» выполняла ту же роль, что и подъемный мост в средневековых европейских замках: лестница в любой момент могла быть поднята наверх.
Классическая ингушская боевая башня имеет пять этажей и пирамидально – ступенчатую крышу, издали напоминающую «шалашик из чешуек». Венчалась эта пирамида коническим замковым камнем. Помимо пирамидальных, есть башни с плоскими крышами (плоская с барьером и плоская с зубцами на углах). Наиболее известный пример – замковый комплекс Вовнушки. Этажность ингушских боевых башен варьируется от 4 до 7 этажей. Во время вооруженных столкновений и осады на первом этаже держали пленников, там же в особом каменном отсеке хранили зерно. Второй этаж занимали хорошо вооруженные воины, там же находилось имущество защитников. Третий отводился защитникам и их семьям, выше могли находиться только защитники и наблюдатели.
Люди в башнях способны были выдержать многомесячную осаду, при условии достаточного количества оборонительных средств, еды и воды. Даже если один ярус башни захватывали, защитники поднимались выше и баррикадировались там.
В основании все боевые башни квадратные, площадью 20-25 кв.м.
Обходились без фундамента: строили непосредственно на скальной основе, в основании не редко закладывали валуны с высотой человека. Почти все башни суживаются к верху, и чем выше – тем мельче камни кладки.
Ширина последнего этажа обычно в два раза меньше первого. Возникает ощущения, будто башни кто-то тянет вверх невидимой рукой — вытянутые пропорции отличают ингушские башни от других, распространенных на Кавказе. Кроме того ингушские башни богато декорированы: на стенах вырезали симметричные геометрические фигуры и другой орнамент, встречаются изображения людей и крестов (на башнях христианского периода).
Как правило, сначала возводили жилую башню, а позже, если у семьи было достаточно средств, строили собственную боевую башню.
Строительство башни нужно было обязательно закончить за один год. Если оно затягивалось, род, заказавший башню, считали слабым. Если построенная башня через какое-то время рушилась, винили, тоже, в первую очередь, семью: значит, по слабости и бедности строителям не заплатили сполна (в Ингушетии, не знавшей сословных различий, благосостояние рода играло важнейшую роль). Однако со строителями, допустившими грубые ошибки, предпочитали больше не работать. Всех зодчих знали поименно, строительство башен было чрезвычайно почетным занятием. За установку замкового камня, венчающего крышу боевой башни, мастера щедро вознаграждали—например, живая корова была вполне обычной платой.
В Средние века ингуши считались одними из лучших строителей на Кавказе. Соседние народы – грузины, осетины, чеченцы- приглашали их для строительства собственных укреплений. Некоторые ученые предполагают, что схожесть традиционных строений у этих народов обусловлена именно тем, что их возводили ингуши.
Боевые башни практически перестали строить к концу XVIII века. Неуязвимые до эпохи распространения огнестрельного оружия, теперь они уже не могли обеспечить должную защиту, а их строительство было слишком дорогим и трудозатратным.
Нельзя не упомянуть такие обязательные элементы ингушских башенных селений, как некрополь и святилище. В горной Ингушетии распространены подземные, полуподземные и наземные захоронения. Поскольку земли в горах мало, покойников предпочитали хоронить не в земле, а в достаточно компактных гробницах. Башни и склепы ставили на не пригодных для земледелия участках. Как правило, склепы представляют собой башню в миниатюре с двухскатной крышей. Ингуши называют такие склепы « солнечными могильниками» – загробная жизнь представлялась
продолжением жизни земной, только солнце для мертвых святило тогда, когда скрывалось от живых, то есть ночью.
Основание гробницы делали очень небольшим, а в высоту она могла иметь до пяти ярусов. В одном склепе помещали от двух до двух сотен умерших. Сухой высокогорный воздух способствовал естественной мумификации тел. Покойников снабжали оружием, бытовыми предметами и украшениями, что дает возможность точной датировки каждого захоронения.
Храмы и святилища ингуши строили в селениях, и между ними, на возвышенных местах. Самым значимым культовым сооружением горной Ингушетии является христианский храм ТХАБА-ЕРДЫ (VIII-XII вв.), расположенный близ села Хайрах. Все культовые постройки этих мест можно условно разделить на языческие и христианские. Условно, потому что религиозные верования ингушей представляли собой сложную смесь из обоих течений. Самые известные языческие святилища расположены на одной из высочайших гор Ингушетии – Столовой. Это храмы Мят-Сели, Мятер –Дела, Тошоли (богини-матери), Маго –Ерды и другие. Большинство святилищ представляют собой прямоугольные каменные постройки с двухскатно- ступенчатой крышей. Время их постройки растягивается с Х по XVIII вв. По архитектуре и христианские, и языческие ингушские храмы очень схожи.
Всего на территории горной Ингушетии насчитывается около 500 памятников традиционной архитектуры. Они охраняются государством и относятся к Джейрахско – Ассинскому историко- архитектурному и природному музею – заповеднику. Как правило, около каждого башенного комплекса установлены информационные стенды с названием и датировкой.
ГКУ «Джейрахско-Ассинский
государственный историко-архитектурный Старший научный сотрудник
и природный музей – заповедник» Оздоева А.Д.