Эгикал – один из крупнейших башенных комплексов горной Ингушетии. Замковый комплекс расположен на южном склоне горы Ц1ей-Лоам, в двух километрах от реки Асса и занимает площадь около пятидесяти гектаров. По периметру аула находятся подземные, полуподземные, надземные захоронения домусульманского и мусульманского периодов. В склепах – «солнечных могильниках» – видны останки предков ингушей. Мусульманские кладбища вплотную подходят к башенному комплексу. На некоторых плитах – «чуртах» – сохранились тексты, написанные арабской вязью. Каждый род имел свое фамильное кладбище, из Эгикала вышли десятки известных фамилий. На одном из родовых кладбищ похоронен классик ингушской литературы Идрис Муртузович Базоркин. Огромная каменная глыба – «чурт» – с высеченными на ней символами Ингушетии видна издалека.
В структурном отношении комплекс Эгикал имеет более ста различных по типу построек: боевые, полубоевые, жилые башни, святилища, «селинги», склепы – круглые, башнеобразные, наземные и подземные. Датируются они XII-XVII веками, хотя история комплекса уходит далеко в глубь веков.
Дореволюционный ингушский этнограф Г.Ахриев перечислил общества, консолидировавшиеся в единый ингушский народ, записал предание о происхождении Галгаевского общества: «Сначала в Галгаевском ущелье был основан аул Аэйги-Кала тремя братьями. Старшего звали Аэйги, от которого произошло название аула; второго брата – Хамхо. Он отделился и основал аул Хамхо; младшего – Таргим. Он основал аул Таргим».
Ученые-кавказоведы Н.Яковлев, Б.Скитский, Т.Беков и другие также пишут о том, что в Галгаевском ущелье зародились и окрепли роды трех селений – Кхаькхале – ведущие начало от трех братьев: Эги, Хамхо, Таргим. О том, что кхаькхалинцы произвели объединение ингушских племен под священной горой Ц1ей-Лоам, а затем двинулись на освоение равнин, повествуют и предания. Объединение произошло под священной горой Ц1ей-Лоам. В честь объединения на том месте были установлены три стелы, на которых были высечены кресты, и называлось это место «Кхо ж1ар даг1а моттиг» – «Место, где стоят три креста». Святыня разрушена при прокладке дороги от Дарьяльского ущелья к Ассиновской котловине. Хотя все жители «Трех крепостей» – Кхаькхале – считались равными между собой, все же некоторое преимущество отдавалось самому крупному и древнейшему из трех поселений – Эгикалу. При нем находится большая местность, которая называется «Г1алг1ай коашке» – «Ингушский двор». На этом месте, по народной памяти, проходящие караваны устраивали ярмарки, на которые приходили представители других, отдаленно живущих, горских народов.
Боевые и полубоевые башни
Распространенное число этажей ингушских боевых башен обычно пять, высота их от 20 до 30 метров. В Эгикале было четыре боевых башни. Сегодня из них осталась только одна.
Каждый из этажей оборонительных боевых сооружений нес свои четко разграниченные функции.
Архитектор И.Щеблыкин пишет, что «первый этаж предназначался для пленников, второй – для стражи и защитников, третий и четвертый – для защитников и семьи, а пятый – для наблюдателей и семьи».
Строительство боевых башен должно было закончиться в течение одного года. Если же это не удавалось сделать, то стройку приостанавливали, что было крайне нежелательно, так как в этом случае род признавался слабым.
«Солнечные могильники»
Составной частью любого башенного комплекса являются склепы. Возводя башни, наши мудрые предки одновременно строили и наземные склепы, чтобы достойно проводить человека в мир иной.
В Эгикале 6 святилищ, 34 склепа. Есть и двухэтажный склеп XIV в. и святилище XVI в. Впервые трехъярусная пирамидальная надземная гробница с каменным сводчатым перекрытием нижней погребальной камеры обнаружена в Эгикале.